Дионисий в Ферапонтово. Библейские сюжеты глазами

Дионисий в Ферапонтово. Библейские сюжеты глазами

Дионисий в Ферапонтово.

Библейские сюжеты глазами известного православного художника.

В. Батарин

Ферапонтов монастырь: фото с вертолета»

(фото взято с http://www.iot-ekb.ru/fera.htm )

На холме между двух озер в окружении деревень в Вологодской области есть небольшой, особенно по сравнению с близлежащим Кирилловым монастырём, старый и тихий Ферапонтов монастырь. Уголок, примечаемый ещё царями старой династии. Туристов обычно туда возят по-быстрому, как бы в дополнение к Кирилло-Белозёрскому монастырю. Когда я там был ещё молодым, то от гида не слышал ничего существенного об истории монастыря и знаменитых фресках, и при этом значительную часть рассказа занимали опасения-монологи гида о том, что монастырь могут передать обратно церкви и это, по его мнению, — беда. Ибо: только специалисты могут содержать монастырь в сохранности. Работу отдельных специалистов мы ещё обсудим ниже. А вот история этого монастыря древняя и интересная. Считается, что Ферапонтовский собор монастыря был вторым северным храмом, отстроенным в камне. Ныне богослужения проводятся лишь в надвратной церкви монастыря, которая сдаётся православной общине в аренду. Больше ничего (на конец 2013 года) верующим не принадлежит.

Природа вокруг какая-то умиротворяющая и красивая, а вода в озере прозрачная. И ещё вот такой интересный момент. После посещения монастыря мы, томимые жаждой, попросили воды из колодца у местных жителей. На что нам ответили, что лучше просто выпить воду из озера она, несмотря на то, что в озере купаются и стирают одежду, по любому чище и полезней, чем колодезная, и не пьют они сами из колодца. Это звучало из уст местных жителей, как аксиома. Благодатное место когда-то нашел и освятил преподобный Ферапонт.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимают: 1397 г. или 1398 г. когда отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт.

Приложение 1.

Может ничего и незначащие языковедческие аналогии. Но тем не менее.

Считается, что происхождение имени Ферапонт: от слуга, спутник (греч.). Тогда, может быть, этого легендарного монаха мы даже и не знаем по имени, и он просто — спутник преподобного Кирилла Белозерского.

Но с другой стороны известно: Фера — это один из островов разбитого, ввергнутого в пучину моря о. Санторини (то есть о. Святой Ирины). А Понт: 1. (греч. Pontos глубина, пучина моря) — сын богини земли Геи в древнегреческой мифологии, божество морской пучины или же: 2. Понт также это северо-восточная область Малой Азии, на севере примыкавшая к Понту Эвксинскому- Чёрному морю. Исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию (а Каппадокия в Турции-Византии — святое место для миллионов христиан), как считается, таковы: с севера Понт, с северо-востока — Армения, на востоке — Месопотамия, на юге — Сирия и Киликия. Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская. Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю, они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя, (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт). Возможно, что имя легендарного православного монаха, может быть, связано с православными греческими местами, где он когда-то, возможно, служил. Хотя официально ничего не известно про это.

Спустя несколько лет, по настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел в Можайск и основал Лужецкий монастырь. Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана (Латинское имя, означающее рожденный в марте или воинственный), духовника Василия II, бывшего в 1447 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря. Так ли — иначе, но во второй половине XV начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской знати: Андрея и Михаила Можайских, Василия III, Ивана IV и других. Из его стен на рубеже XV XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский). епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. Тогда же сюда ссылали и крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). То есть: монастырь был далеко не простой не один из многих, а очень даже авторитетный для государственной и церковной элит Руси, несмотря на нынешнюю (как и средневековую) обманчивую скромную внешность и небольшие размеры. Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г. называет среди вкладчиков князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские (Интересно: в каком году упоминались владыки Сибирские: до похода Ермака или после? Интересная была бы информация для анализа. Автор.), Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. В монастыре работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. О Дионисии и его фресках и пойдет речь далее.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV XVII вв. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода (Не особо, видно, ценили Романовы известные старинные доромановские православные приходы. Автор). В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, но закрыт в 1924. В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Об истории всё.

Иконописец Дионисий.

Теперь прочитаем внимательно достаточно объективную книгу ФРЕСКИ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ В. Т. ГЕОРГИЕВСКОГО. Как пишет её автор в начале 20 века ([4]). Нам посчастливилось найти в полузабытом древнем Ферапонтовом монастыре целую стенную фресковую роспись, сохранившуюся почти чудом, принадлежащую кисти иконописцев Великого Князя Иоанна III, Дионисия и его сыновей Феодосия и Владимира, продолжавших дело отца при дворе Великого Князя Василия III, и расписавших гораздо ранее храмы монастырей Пафнутьева Боровского, Иосифова Волоколамского, Спасо-Каменного и др.. В. Т. ГЕОРГИЕВСКИЙ потом добавляет, что, скорее всего, это — единственно сохранившие фрески Дионисия и его сыновей ( произведения Дионисия, в таком огромном количестве выполненные им при жизни, почти все. за исключением Ферапонтовских росписей, погибли безвозвратно). От себя добавлю: учитывая время постройки ряда зданий любимого высшей знатью монастыря (а сохранились следующие древние каменные храмы и здания: соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Николая, XV в ., церковь Благовещения с трапезой, 1534 г., колокольня, соборные паперти и сушило, XVI в ., церковь преп. Мартиниана 1641 г. и св. врата с церквой Богоявления, освященные в 1649 г .) и учитывая время создания самих фресок — вполне даже можно ожидать, что здания и фрески могут открыть глаза на много интересных фактов из жизни доромановской Руси и из истории Православия.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.